J-Rock
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Япония, как много в этом слове. Данный форум создан для фанатов таких явлений японской культуры J-Rock и Visual kei
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Перейти вниз 
АвторСообщение
Acemi Admin
Admin
Acemi Admin


Сообщения : 303
Дата регистрации : 2012-02-21
Возраст : 32
Откуда : c планеты Земля

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Empty
СообщениеТема: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ EmptyСр Фев 22, 2012 7:36 pm

В древний период (до середины 7 века) в Японии были широко развиты устное песенно-поэтическое творчество и мифология. К середине 1-го тысячелетия Япония стала входить в китайско-буддийский ареал культурных связей. На рубеже 4-5 вв. в официальных документах и религиозно философских сочинениях использовалась китайская иероглифическая письменность.
К началу периода раннего средневековья (середина 7 - конец 12 вв.) относится первый из сохранившихся памятников на японском языке (с употреблением иероглифов) - летопись “Кодзики” (712, составил Ясумаро Оно), которая содержит мифы, легенды, исторические предания, сказки, песни, хроникальные записи. В 759 появилась первая японская поэтическая антология “ Манъёсю”, включившая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, большая часть в жанре танка.
Зарождение повествовательной литературы относится к середине 9 века, когда появилась повесть “ Такэтори-моногатари” (термин монога-тари возник в начале 9 в.), состоящая из ряда новелл. В ней использованы фольклорные и литературные сюжеты, герои наделены и чудесными и реально-бытовыми чертами. В 10-11 вв. под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений некоторых сект буддизма складывается эстетическая категория “моно - ноаварэ ” (“печальное очарование вещей”), наложившая отпечаток на всё последующее развитие культуры и литературы Японии. В художественном описании была важна, в первую очередь, эмоциональная реакция лирического героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетического сигнала. Большая часть произведений создавалась придворной аристократией. В 10 веке из сочетания стихотворного экспромта и прозаического введения к нему возник особый вид насыщенной стихами прозы (первым образцом которой является “Исэ-моногатари ”), а затем дневниково-мемуарная литература (ник-ки). Со 2-й половины 10 века в литературе выделился так называемый женский поток, хронологически охватывавший около полутора столетий. Особое место в нём занимали никки: “Дневники путешествия из Тоса ”, написанные поэтом Цураюки Кино (882-946) от имени женщины; дневники писательниц Митицуна-нохаха (935?-995), Идзуми Сикибу (974-1036), Мурасаки Си-кибу (978?-1016) и др. Вершина классической литературы Японии- “Гэндзи-моногатари ” (конец 10 начало. 11 вв.) Мурасаки Сикибу.

На рубеже 10-11 вв. было создано первое произведение в жанре дзуйхицу (эссе)- “Записки у изголовья ” писательницы Сэй Сёнагон (ок. 966?). Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотворного элемента; помимо дневниковых записей, содержат описания природы, рассуждения автора, небольшие новеллы и т. п.

Новое оживление в 11 веке политических и культурных контактов с континентом сопровождалось широким хождением китайских и индийских сюжетов (сборник “Кондзяку-моногатари ”). Зарождался жанр исторических сочинений в литературном изложении (“Эйга-моногатари ”); события в них описывались в хронологическом порядке, однако концепция исторического процесса отсутствовала, а достоверность часто была сомнительной.

В поэзии 9 - кон. 12 вв. прослеживаются две тенденции: составление многочисленных сборников и канонизация формы. В 951 при дворе было создано Ведомство японской поэзии (“Вакадокоро ”), цель которого - сводить в антологии лучшие стихи. По схеме Цураюки Кино, редактировавшего Собрание старых и новых японских несси ” (“Кокипвакасю “, 922), стихи классифицировались по тематическому признаку; самый распространённый жанр - танка.

Для литературы периода развитого феодализма (конец 12-16 вв.) характерно возникновение феодальной эпопеи гунки (13 -- 14 вв.), расцвет драматургии и поэзии рэнга (“нанизанные строфы ”; 14-15 вв.) и зарождение городской литературы (16 в.).

Сохранилось пять гунки. Четыре из них относятся к 13 веку и посвящены перипетиям борьбы за центр, власть между феодальными домами Тайра и Минамото: “Сказание о годах Хогэн ”, “Сказание о годах Хэйдзи“, “Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра ”, “Сказание о доме Тайра ”. Пятое произведение этого жанра - “Повесть о великом мире ” - относится к концу 14 века и описывает войну между сторонниками императора и военно-феодального, (сёгунского) правления (эпоха Намбокутё). Гунки базировались на исторических событиях, но насыщены рассказами о чудесах, японскими, китайскими и индийскими легендами; в них возросла роль конфуцианской морали, главным образом в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу.

В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу. В произведениях Тёмэй Камо (1153--1216; “Записки из кельи ”, 1212) и Кэнко хоси (1283-1350; “Записки от скуки ”, 1331), завершавших культурную традицию придворной аристократии, выражена буддийская идея непостоянства сущего, содержатся отшельнические мотивы. Дневниковая литература в это время по художественному уровню уступала раннесредневековой, но интересна в историко-культурном и жанровом отношениях. Часть дневников по форме близка к повестям или стихотворным собраниям с развёрнутыми прозаическими вступлениями к стихам. Наиболее известен “Дневник полнолуния ” (1280) Абуцу-ни, последней представительницы “женского потока ” в японской прозе. Создавались также соки-сэцува - популярные рассказы религиозного, исторического и бытового характера, предания, сказки, анекдоты, частично продолжавшие линию “Кондзяку-моногатари”, и подражаюшие “историческим повествованиям” (т. и. “Четыре зерцала ”). Проза 13-14 вв. (особенно так называемая катаримо-ио - произведения эпического плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской литры (рассказов, пьес). С 13 века появились произведения буддийской житийной литературы на разговорном языке. Они насыщены рассказами о путешествиях в иные миры, встречах с мифическими существами, о чудесных деяниях.

В поэзии наряду с танка распространился жанр имаёута (“песни на современный лад ”). Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаёута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 13- 14 вв. появилось множество антологий (“Син-Кокинсю ”, составлена в 1205 поэтом и филологом Садаиэ Фудзивара, 1162--1241, и др.), сборников отдельных поэтов, записей поэтических турниров (утаавасэ), собраний лучших образцов поэзии прошлого. Традиционная поэзия становилась всё более формальной и эстетствующей.

В литре 14-15 вв. наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности земных благ отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция сатори (мгновенного постижения истины, озарения), которая оказала влияние на композицию одноактных лирических драм йокёку (пьесы театра масок ноо), положивших начало японской драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, народных сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург - Дзэами (1363--1443). Популярным был жанр кёгэн (фарс) - весёлые миниатюры, зачастую сатирической направленности.

Распространённой формой устного рассказа были отогидзоси (“занимательные записки ”; сохранились лишь в записи 17-18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на шесть групп рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о войнах, простонародные переложения индийских и китайских легенд, о животных. В 14-15 в. в поэзии достиг расцвета жанр рэнга, появившийся ещё в 12 в.

Крупнейшие авторы и теоретики рэнга - составители антологий Есимото Нидзё (1320-88; “Цукубасю ”, 1356) и Соги (1421-1502; “Новая Цукубасю ”, 1495).

К 16 веку относится зарождение городской литературы. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтическом мастерстве и составляли сборники стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером - коута (“малая песня ”), в которых заметную роль играла трудовая тематика. Самый известный поэтический сборник - “Кангинсю ” (1518).

С началом европейско-японских контактов (1542) на японском языке стали переводиться отрывки из сочинений античных авторов; особое значение имел перевод басен Эзопа (1593).

В литре периода позднего феодализма (17 в.- 60-е гг. 19 в.) преобладали демократические тенденции. Традиции отогидзоси в 17 веке продол жил новый жанр - канадзоси (популярные рассказы развлекательного и нравоучительного характера); их авторы -- чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В конце 17 века эти рассказы дали начало жанру - укиёдзоси (“записки о бренном мире ”), то есть рассказам, новеллам и повестям бытового, зачастую эротического содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси относится к годам правления Гэнроку (1688 1703) - “ золотому веку” культуры позднего средневековья - и связан с именем Сайкаку Ихара (1642-93), зачинателя трёх направлений в этом жанре: косёкумоно (новеллы о чувствах, любви и любовных похождениях), букэмоно (новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы из жизни горожан).

Драматургия 17--18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейший драматург эпохи - Мондзаэмон Тикамацу (1653-1724), автор дзидаймоно (многоактные исторические драмы) на сюжеты из военно-феодального эпоса, японской и китайской истории, старинных легенд и преданий (“Битвы Коксинги ”, 1715, и др.). В 1703 Мондзаэмон Тикамацу создал первую сэвамоно (бытовая драма) - “Двойное самоубийство в Сонэдзаки ”. Его пьесы включают стихотворные вставки и литературные реминисценции, но основную ткань составляет разговорная речь (особенно в бытовых драмах).

В поэзии 17 века господствующее положение занял жанр хокку. Существовало 3 школы хокку: Тэймон (основатель Тэйтоку Мацунага, 1571-1653), Данрин (основатель Соин Нисияма, 1605-86) и Сёфу (во главе с Басе Мацуо, 1644-94). Басе Мацуо, самый известный поэт хокку, ввёл в этот жанр цезуру после 2-го стиха, выдвинул три основные эстетические принципа: саби (изящная простота), сиори (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и хосоми (глубина проникновения). В 18 веке последователи Басе Мацуо разделились на несколько школ; наиболее популярной была Тэммэй хайкай (её основатель - поэт и художник Бусон Танигути, 1716-1783). Новый этап в развитии хокку открыл Исса Кобаяси (1763-1827), который ввёл в них просторечную и диалектную лексику, демократизировал тематику.

В последней четверти 18 века сёгунское правительство установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой литературы. В 1791 были запрещены как безнравственные произведения некоторых писателей (Сайкаку Ихара, Кисэки Эдзима) и целые литературные жанры (юмористический, бытописательная повесть - сярэбон). Писатели искали новые темы, литературные формы, идеи.

На рубеже 18-19 вв. наступил новый расцвет повествовательной литературы. Сборник рассказов Гёдзя Кинро “Цветочный венчик ” (1749) положил начало жанру ёмихон (“книга для чтения ” - рассказы и повести на сюжеты исторических преданий, легенд, устных рассказов). Бытописательское направление уступило фантастико-приключенческому, с изображением призраков, духов, воспеванием самурайской морали. Самый известный сборник- “ Луна в тумане ” (1768) Акинари Уэда (1734-1809). В начале 19 в. Бакин Такидзава (1767-1848) создал новый вид ёмихон - дидактический роман, целью которого было “приобщать к добру и отвращать от зла ” читателей. Из 300 романов Бакин Такидзава самый популярный - “История восьми псов ” (1814). Его герои - полулюди-полупсы - символизируют 8 конфуцианских добродетелей: гуманность, долг, вежливость, мудрость, преданность, честность, почитание родителей и служение старшим.

Одновременно с ёмихон распространились кусадзоси, или гокан иллюстрированные рассказы, издававшиеся ксилографическим способом. Их авторы черпали сюжеты героического, авантюрного, любовного и благочестивого характера из литературы прежних эпох. Самое известное произведение кусадзоси - „Деревенский Гэндзи ” Псевдо-Мурасаки» (1829-42; 152 выпуска по 10 стр.) Танэхико Рютэй (1783-1842). Реалистичность традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты в так называемый коккэйбон (“забавные книжки ”) - юмористических повестях начала 19 в., описывающих нравы и быт горожан. Начало этому жанру положил Икку Дзиппэнся (1765-1831) повестью “На своих двоих по Токайдовскому тракту ” (1802-22), сюжет которой основан на дорожных приключениях. Самба Сикитэй (1776-1822) в произведениях того же жанра “Общественная баня ” (1809-12), “Общественная цирюльня ” (1812-14) и др. вывел живописные образы горожан, смело использовал разговорную речь. В 30-40-е гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон (“книги о человеческих чувствах ”), родоначальником которого был Сюнсуй Тамэнага (1789-1843).

Попытки психологического анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.

Драматурги 18 - нач. 19 вв., писавшие для театра дзёрури (Хандзи Тикамацу, 1725-83; Гэннай Хирага, 1728-79) и кабуки (Намбоку Цуруя IV, 1755-1829; Гохэй Намики, 1747-1808, и др.), в своей тематике и драматургических приёмах следовали традициям Мондзаэмон Тикамацу.

В средних и низших слоях городского населения распространилась не связанная с классическими канонами шуточная и сатирическая поэзия. Золотым веком кёка (“сумасшедшие песни ”) считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сборники “Собрание кёка за 10 000 лет ” (1783; назв. условно), его продолжение (1785) и “Сокровищница талантов кёка ” (1787), в которые вошли стихи Канко Акэра (1740-1800), Акара Ёмоно (1749-1823), Масамоти Исикава (1753-1830) и других популярных поэтов. Кёка свободна в выборе темы и образов, однако использует метрику танка. В близком к эпиграмме жанре сэнрю (названа по имени поэта Сэнрю Карай, 1718-90), популярном в конце 18 - нач. 19 вв., использована метрика хокку.

Покровительство конфуцианской учёности со стороны официальных властей способствовало оживлению в 17 - нач. 19 вв. переводческой деятельности (на японский язык были переведены “Речные заводи ”, “Цзин, Пин, Мэй ” и другие китайские романы). С середины 19 в. появились переводы и европейских авторов с голландского языка (в основном историко-географические сочинения, в том числе записки В. М. Головнина о Японии)-В. Н. Горегляд.

Незавершённая буржуазная революция 1867 - 68 явилась рубежом между старой и новой литературой Японии. Значительно возросло в это время количество переводов европейской литературы, в том числе русской. Начало движению за создание новой литературы положил Сёё Цубоути (1859-1935). В трактате “Сущность романа ” (1885), отрицая старые эстетические каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феодально-моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Сёё Цубоути призывал лишь к внешнему копированию явлений. В статье “Общая теория романа ” (1886) Симэй Фтабатэй (1864-1909) указывал, что художник должен не только изображать явления жизни, но и раскрывать их идейную сущность. Его роман “Плывущее облако ” (1887-88), написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф.М.Достоевского и И.А. Гончарова, положил начало развитию критического реализма в японской литературе. В то же время пользовались популярностью и произведения писателей группы “Кэнъюся ” (“Друзья тушечницы ” - от слова “тушь ”), связанной со старой традицией (роман Коё Одзаки (1867-1903) “Любовная исповедь двух монахинь ”, 1889, и др.). Поиски идеала в прошлом характерны также для повести Рохан Кода (1867-1947) “Пятиярусная пагода ” (1891). После японско-китайской войны 1894-895, в условиях обострившихся внутренних противоречий, зародилась так называемая сякайсёсэцу (социальная проза), сыгравшая важную роль в развитии реализма: повесть Роан Ути да (1868-1929) “Двадцать восьмое декабря ” (1898), романы Рока Токутоми (1868-1927) “Лучше не жить ” (1899) и Наоэ Киносита (1869-1937) “Огненный столб ” (1904).

В 80-х гг. 19 в. возникло “движение за стих нового стиля ”, во главе которого стояли Тацудзиро Иноуэ (1855-1944), Рёкюти Ятабэ (1851-99), Масакадзу Тояма (1848-1900). Изданный ими “Сборник стихов новой формы (1882), в котором предприняты попытки опереться на принципы европейского стихосложения, явился первым опытом новой поэзии. Для поэзии кон. 19 - начала 20 вв. характерны приемом романтической тенденции. Пафосом борьбы против феодальных, устоев, препятствующих свободному развитию личности, отличается творчество Тококу Китамура (1868-- 1894), Тосон Симадзаки (1872-1943), Акико Ёсано (1878-1942). Поэты Сайсю Оноэ (1876-1957), Кунъэн Канэко (1876-1951) утвердили дзиюси - свободный стих на разговорном языке, ставший основной формой японской поэзии 20 в. Зачинателем дзиюси был Рюко Кавадзи (1888-1959).

Проблемы развития национальной культуры, её связей с Западом затронуты Огай Мори (1862-1922) в трилогии “Юноша ”, “Дикий гусь ”, “Пепел ” (1910-13).

В начале 20 века в Японии развернулось так называемое сидзэнсюги ундо (движение за натурализм), на которое оказало воздействие творчество Э. Золя: повести Кафу Нагаи (1879-1959) “Цветы ада ” (1902), Тэнгай Косуги (1865-1952) “Модная песенка ” (1902) и др. Ведущее положение в этом движении заняли писатели-реалисты, для произв. которых характерна острая социальная критика: роман “Нарушенный завет ” (1906) Тосон Симадзаки, рассказ “Судьба” (1906) Доппо Куникида (1871-1908), повесть “Сельский учитель” (1908) Катай Таяма (1871-1930), трилогия “Сансиро” (1908), “Затем ” (1909), “Врата ” (1910) Сосэки Нацумэ (1867-1916). Термин “сидзэнсюги ” стал обозначать и натурализм и реализм.

На творчество Такубоку Исикава (1885-1912) оказало влияние антиимпериалистическое движение начала 20 в. Демократические и социалистические тенденции его поэзии, отразившей рост самосознания народных масс (сборник стихов “Свист и свисток”, 1911), открыли новый путь развитию литературы. В то же время в эти годы широко распространился ватакуси сёсэцу (эгобеллетристика) - вид прозы, наложивший отпечаток на развитие японской литературы 1-й пол. 20 в. Для него характерна намеренная изоляция авторского “я ” от обществ, проблем, уход в интимные переживания.

В 20-х гг. формированию реалистической драматургии способствовали пьесы “Профессор Цумура ” (1919) Юдзо Ямамото (1887-1974), “Текстильная фабрика Миура” (1919) Масао Кумэ (1891-1952), “Сын ” (1922) Каору Осанаи (1881-1928). Пьесы Томоёси Мураяма (р. 1901; “Записки о шайке разбойников”)

В 20-30-е гг. возникли неоромантизм, неогуманизм, “школа нового мастерства”. Неоромантики искали выход из кризиса в утончённом эстетизме, уживающемся с эротикой (роман Дзюнъитиро Танидзаки, 1886-1965, “Любовь глупца ”, 1925). Писатели-неогуманисты, группировавшиеся вокруг общества “Сиракаба ” (1910-- 1923), не имели единой платформы; называя своим учителем Л.Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на склонности к внутреннему самоанализу “кающегося дворянина”. Повесть “Дружба ” (1919) и драма “Да здравствует человек ” (1922) Санэацу Мусяно-кодзи (1885-1975), роман “Путь в ночном мраке ” (192122) Наоя Сига (1883-1971) отличаются абстрактным гуманизмом и утончённым психологизмом. Особняком в этой группе стоял Такэо Арисима (1878-1923), автор романа “История одной женщины ” (1911--19) - одного из лучших произведений японского критического реализма. В статье “Одно признание ” (1923) он утверждал необходимость социального переустройства. К “школе нового мастерства ” примыкал Рюноскэ Акутагава (1892-1927), произведениям которого свойственны социальная тематика, глубокий психологизм и сатирическая заострённость (повесть “В стране водяных ”, 1927). Большую роль в развитии реализма сыграла Юрико Миямото (1899--1951), вначале находившаяся под влиянием общества “Сиракаба ” (автобиографический роман “Нобуко ”, 1924-1926).

В 20-х гг. под влиянием западного “левого ” искусства в литературе Японии возникли авангардистские течения, для которых характерны отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, а также формалистическое экспериментаторство: сборники “Стихи дадаиста Синкити (1923) Синкитп Такахаси (р. 1901) и “Смертный приговор” (1925) Кёдзиро Хагивара (1899-1938). Под влиянием символизма находился Сакутаро Хагивара (1888-1942; сборники “Синяя кошка”, 1922, “Ледяной остров”, 1936). Ведущими поэтам и сюрреалистами были Фуюхико Китагава (р. 1900), Юкио Харуяма (р. 1902), Тацудзи Миёси (1900-64).

Яркое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей -“неосенсуалистов”, считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик этой группы - Риити Ёкомицу (1898-1947) - автор рассказов “Мухи” (1923), “Наполеон и лишай” (1926) и романа “Шанхай” (1931).

В 30-40-х гг. в условиях фашизации страны в литературе господствовала апологетическая тенденция прославления “священной войны”: трилогия Асихэй Хино (1907-1960) “Хлеб и солдаты”, “Земля и солдаты”, “Цветы и солдаты” (1938-39). В июле 1942 было учреждено Японское литературное общество служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистического “японизма”.

После разгрома японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45 начался новый этап в развитии литературы Японии, для :которого характерно сложное взаимодействие традиционного, демократического и сэнгоха (“послевоенная группа”) течений. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках “устойчивых ценностей”, не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой национальной литературы: роман Дзюнъитиро Танидзаки “Мелкий снег” (1943-48), повести лауреата Нобелевской премии (1968) Ясунари Кавабата (1899-1972) “Тысяча журавлей” (1951), “Старая столица” (1961-62), отличающиеся внутренним лиризмом, классическим представлением о прекрасном.

В связи с пересмотром традиций национальной культуры развёртывались острые идейные схватки. За восстановление воинств, традиций, якобы исконно присущих японской культуре, выступил Юкио Мисима (1925-70) в трилогии “Патриот”, “Хризантема”, “Голос павшего героя” (1967), перешедший позднее в лагерь реакции.

Движение за развитие демократической литературы в послевоенной Японии возглавили писатели Корэхито Курахара, Юрико Миямото, Сигэхару Накано, Сунао Токунага. В декабре 1945 было учреждено Общество новой японской литературы (“Синнихон бунгакукай”). Автобиографические романы Юрико Миямото “Два дома” (1947) и “Вехи” (1947-50) отмечены японской прогрессивной критикой как достижение литературы реализма. Томодзи Абэ (1903-73) в романе “Белый обелиск” (1959) ставит вопрос об ответственности людей за судьбы мира. Реалистический роман-эпопея Яэко Ногами (р. 1885) “ Лабиринт ” (1948-56) повествует об идейно-нравственных. исканиях японской интеллигенции в 30-40-х гг. В романе “ Плывущее облако ” (1951) Фумико Хаяси (1903-51) показаны скитания женщины, не находящей жизненной опоры в условиях послевоенной Японии. В конце 50-х гг. внутри Общества новой японской литературы возродились авангардистские тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма.

Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетических направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистические тенденции: повесть Сёхэй Оока (р. 1909) “ Огни в поле ” (1951), романы Хироси Нома (р. 1915) “ Зона пустоты ” (1952) и Сюсаку Эндо (р. 1923) “ Море и яд ” (1957), посвщены, теме 2-й мировой войны. Роман Ёсиэ Хотта (р. 1918) “Одиночество площади” (1951) повествует о послевоенной японской интеллигенции, её тревогах перед лицом наступающей реакции. Противопоставив себя традиционной литературе, часть писателей сэнгоха обратилась к творческим приёмам западного модернизма. В поисках художественных, средств для изображения человека современности” Синъитиро Накамура (р. 1918) прибегает к психоаналитическому. методу, заимствованному у М. Пруста: повести Дочери Сиона” (1948), “Родник любви” (1962). Воздействие экзистенциализма испытал Риндзо Сиина (1911-73; романы “Вечное предисловие”, 1948, “Прекрасная дама”, 1955). Сильное влияние Дж. Джойса и Пруста сказалось в романах Сэй Ито (1905-59) “Наруми Сэн-кити” (1950)г, “Огненная птица” (1949-1953). Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Осаму Дадзай (1909-48) “Заходящее солнце” (1947) и “Утрата человека” (1948). Широкое распространение в 50-60-е гг. получила “литература плоти”, открыто проповедующая культ жестокости и секса: повесть “Солнечный сезон” (1955) Синтаро Исихара (р. 1932), роман “Скорпион” (1963) Юмико Курахаси (р. 1935), а также “роман нравов”, смыкающийся с “массовой литературой” (Фумио Нива, р. 1904; Сэйити Фунабаси, р. 1904, и др.).

Декадентским и модернистским течениям противостояли писатели демократического направления и критического реализма. Острые социальные проблемы современной Японии нашли отражение в реалистических романах “Условие человеческого существования” (1958) Дзюмпэй Гомикава (р. 1916) и “Стена человеческая” (1958) Тацудзо Исикава (р. 1905). Хиросимской трагедии сборник “Стихи об атомной бомбе” (1951) Санкити Тогэ (1917-53), повесть “Человеческие лохмотья” (1951) Ёко Ота (1906-63), романы “Чёрный дождь” (1960) Масудзи Ибусэ (р. 1898), “Комья земли” (1963) Мицухару Иноуэ (р. 1926), “Суд” (1963) Ёсиэ Хотта. В литературе 60-70-х гг. реализм и модернизм нередко взаимодействуют в творчестве одного писателя, например в романах Кобо Абэ (р. 1924) “Женщина в песках” (1963), “Чужое лицо” (1964), “Человек-ящик” (1973) и др. В центре большинства романов Кэндзабуро Оэ (р. 1935; “Опоздавшая молодёжь”, 1962, “Личный опыт”, 1964, и др.) -- жизнь молодого человека в послевоенной Японии, его нравственные искания; в “Записках спасителя” (1976) писатель выразил тревогу за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения современной молодёжи в собственническом мире занимает основное место в творчестве Такэси Кайко (р. 1930; роман “Потомки Робинзона”, 1960).

Большое развитие в 60-70-е гг. получили жанр научной фантастики и детективные романы, содержащие элементы социальной критики: романы Подводное течение” (1961) Сэйтё Мацумото (р. 1909), “Гибель Японии” (1973) Сакё Комацу (р. 1931) и др.

Демократическая поэзия конца 40-50-х гг. представлена сборниками Сигэдзи Цубои (1898-1975) “Плоды” (1946), Мицухару Канэко (1895-1975) Человеческая трагедия” (1953), Дзюн Окамото (р. 1901) “Мост” (1955).

Модернистская поэзия представлена творчеством Кацуэ Кита-соно (р. 1902), Дзюндзабуро Нисиваки (р. 1894), Сиро Мурано (р. 1901). Поэтов-футуристов возглавил Фуюхико Китагава (р. 1900). Возникшее в начале 50-х гг. общество “Пустыня” объединило поэтов-экзистенциалистов (Нобуо Аюкава, р. 1919, Масао Накагири, р. 1919, Рюити Тамура, р. 1923, и др.).

В развитии современной японской литературы важную роль играют писатели, объединившиеся вокруг созданного в 1965 Союза демократической литературы Японии

Вернуться к началу Перейти вниз
http://ariadnak.beon.ru/
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Травоядные, плотоядные.. И другие разновидности японской мужико-фауны
» Юна Ито Звезда корейского происхождения, с американским паспортом и японской душой
» История Вижуал-кея
» Ваша история.
» История и жанры аниме

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
J-Rock :: Япония страна восходящего солнца :: Японская литература-
Перейти: