J-Rock
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Япония, как много в этом слове. Данный форум создан для фанатов таких явлений японской культуры J-Rock и Visual kei
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Камикадзе.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Acemi Admin
Admin
Acemi Admin


Сообщения : 303
Дата регистрации : 2012-02-21
Возраст : 32
Откуда : c планеты Земля

Камикадзе. Empty
СообщениеТема: Камикадзе.   Камикадзе. EmptyЧт Фев 23, 2012 12:08 pm

19 июня 1944 года американские войска начали высадку на одном из островов Марианского архипелага - острове Сайпан. По плану операции "Форейджер" на захват Сайпана отводилось три дня. Однако японцы оказали неожиданно сильное сопротивление, и вопреки всем расчетам американского командования, бои продолжались почти месяц. Господствующая высота острова - вулкан Тапахау была занята американцами только к 27 июня. Генерал Сайто и адмирал Нагумо, которые руководили обороной Сайпана покончили жизнь самоубийством в этот же день. Однако засевшие в многочисленных пещерах японцы продолжали сопротивление. 9 июля на рассвете японские войска организовали последнюю контратаку. К этому времени у японцев практически иссякли боеприпасы. И в атаку они поднялись, вооруженные мечами и бамбуковыми копьями. Японцы внезапным ударом прорвали первую линию американской обороны, преодолели вторую и третью линию и погибли все до последнего, под пулеметным и артиллерийским огнем. Их обстреливали с земли, с моря и с воздуха. Большинство гражданских, а это были только женщины и дети, бросились в море с обрыва. Всего погибло более 50 тысяч японцев, из них гражданских более 20 тысяч человек. В плен сдались около 2 тысяч человек - в основном это корейские рабочие и раненые в бессознательном состоянии. Подавляющее большинство из них попало в плен в первый день операции.


То же самое повторилось на других островах Марианского архипелага - Гуаме и Тиниане. Руководство американских вооруженных сил было вынуждено выступить со специальными заявлениями, чтобы разъяснить общественности ситуацию. Поступки японцев были объяснены их фанатизмом и традиционным для Японии презрением к человеческой жизни, как к своей, так и чужой. Последующие события показали, однако, что таких простых объяснений недостаточно. Американцы, как военные, так и гражданские, были готовы согласиться, что коварные и жестокие японцы, как их изображала американская пропаганда, презирают чужие жизни, но как можно точно так же относиться к собственной жизни - американцы понять не могли. Такое поведение японцев оказывало завораживающее действие и невольно вызывало уважение к противнику. Когда в конце 1944 года начались массовые атаки летчиков-самоубийц, психологический шок от них был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках камикадзе. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.


Собственно камикадзе появились в конце 1944 года, однако и до этого японские летчики прибегали к самоубийственным атакам. Вероятно, первая такая атака была совершена 21 февраля 1941 года младшим лейтенантом Сёно Дзиро с авианосца "Кага". Он направил подбитый истребитель на китайские позиции во время японского наступления на Куньминь. Однако таких летчиков, как младший лейтенант Сёно Дзиро, обычно не считают камикадзе. Важное отличие здесь состоит в том, что камикадзе сознательно планировали самоубийственную атаку до вылета с базы или авианосца. Однако подобные жертвы не были монополией одних только японских летчиков. Подобные подвиги совершали во время Второй мировой войны советские, американские, австралийские летчики. В Советском Союзе был хорошо известен подвиг капитана Николая Гастелло, направившего 26 июня 1941 года свой горящий бомбардировщик ТБ-3 в колонну немецких автомашин. 8 мая 1942 года, во время сражения в Коралловом море, американский летчик с авианосца "Лексингтон" лейтенант Пауэр спикировал на японский авианосец "Сёкаку". Он сознательно сбросил бомбу с высоты в 50 метров и его самолет был поражен взрывом собственной бомбы. От взрыва самолета и бомбы японский авианосец был выведен из строя более чем на месяц. Другой американский летчик, кэптен Флеминг, 5 июня 1942 года, во время сражения за Мидуэй, спикировал на японский тяжелый крейсер "Микума". Его "Виндикейтор", двухместный палубный пикирующий бомбардировщик был подбит, бомба, которую он сбросил, не попала в цель, и он сознательно направил свою машину на японский крейсер, хотя имел возможность выброситься с парашютом или совершить посадку на воду. Японский крейсер потерял ход, и его на следующий день добила американская палубная авиация.


Повторю еще раз - все упомянутые мной летчики не считаются камикадзе. Их действия можно объяснить по-разному, например состоянием аффекта, которое наступило в результате полученных ран и ожогов, но не один из них не планировал заранее, до вылета самоубийственную атаку. Атаки камикадзе начались потому, что к осени 1944 года всем японским морякам стало ясно - флот терпит тяжелые поражения из-за подавляющего превосходства американского флота в воздухе.


Между тем, в начале войны положение было противоположным. Японский флот абсолютно доминировал в воздухе. В первый день войны, 7 декабря 1941 года японский Объединенный флот нанес сокрушительный удар по Перл-Харбору самолетами с 6 авианосцев. 10 декабря самолеты японской базовой авиации потопили английский линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс". Мощные и хорошо вооруженные корабли были уничтожены без участия других кораблей - только авиацией. Стало ясно, что против "звездного налета" самолетов-торпедоносцев, когда самолеты атакуют корабль со всех курсовых углов, чтобы тот не мог уклониться от торпед, не может устоять ни один линкор, сколь мощным бы не было его вооружение и бронирование. Однако даже после этого, далеко не все адмиралы, в том числе и японские, признали, что линкоры ничего не значат без поддержки авиации.


Среди японских адмиралов первым понял роль морской авиации адмирал Ямамото Исороку. Он, собственно, и создал японскую морскую авиацию. Ямамото был командующим Объединенным флотом до 18 апреля 1943 года, когда он погиб в время перелета из Рабаула на острове Новая Британия, в Буин на острове Бугенвиль (Соломоновы острова). Американской разведке стало известно об этом перелете, американские истребители перехватили бомбардировщик "бетти", на котором летел адмирал, и сбили его недалеко от острова Балалле. Через год, 31 марта 1944 года погиб в авиационной катастрофе следующий командующий Объединенным флотом, адмирал Кога Минэити. Новый командующий, адмирал Тоёда Соэму принял Объединенный флот в тяжелом состоянии. Хотя в его состав входили самые мощные в мире линкоры "Ямато" и "Мусаси", с авиацией дело обстояло очень тяжело. Один авианосец ("Сехо") японцы потеряли в мае 1942, во время сражения в Коралловом море. Еще четыре ("Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю") - в июне того же года, в сражении за Мидуэй. Уже под командованием адмирала Тоёды японский флот потерял еще три авианосца - "Хийо", "Тайхо" и "Секаку" во время 1-го сражения у Филиппин 19 - 20 июня 1944 года. Но не сами по себе потери авианосцев ставили в японцев в тяжелое положение. В 1944 году японцы ввели в строй четыре новых авианосца - "Тайхо" в марте, "Унрю" и "Амаги" в июле и "Синано" (перестроенный из незавершенного линкора типа "Ямато") - в ноябре. Все они прожили недолго и были потоплены в том же 1944 году. Короче всех была биография "Синано". Он пробыл в составе флота всего 10 дней. 29 ноября 1944 года самый большой в мире авианосец водоизмещением 65 тысяч тонн был потоплен в Токийском заливе американской подводной лодкой "Арчерфиш". Но все же корень зла был не в потерях авианосцев. Самым тяжелым было то, что уже в 1942 году погибло большинство опытных пилотов. И положение с пилотами продолжало ухудшаться. Летные школы не успевали подготавливать пилотов взамен выбывших. В довоенной Японии опытным считался пилот, если у него было не менее 700 часов летной подготовки. Программа подготовки пилота была рассчитана на срок порядка 4-5 лет. В курсанты набирали с 15-17 лет. За это время будущий пилот должен был закончить курс общеобразовательной средней школы, 14 месяцев общей и не менее 12 месяцев специальной летной подготовки. Флот набирал также курсантов из числа офицеров или мичманов. Они учились в течение 12 месяцев и считались нормальными пилотами. Однако им требовалось еще не менее года, чтобы научится получить квалификацию пилота авианосной авиации. Когда в 1940 году молодой лейтенант Такахаси Такэцу предложил капитану 2-го ранга Окумия Масатаке, инструктору учебного авиакорпуса Касамигаура "План подготовки 15000 пилотов", и тот, одобрив его, передал вышестоящему начальств, план сочли прожектерством. Теперь пришлось сокращать сроки подготовки летчиков-офицеров сначала с 12 месяцев до 10, а затем и до 3. Как пишет Окумия, такие пилоты не имели шансов остаться в живых после встречи с противником. Таким образом, анализ ситуации с подготовкой пилотов приводил почти с неизбежностью к необходимости планировать самоубийственные атаки с самого начала. И в октябре 1944 года, в самый разгар боев за Филиппины, вице-адмирал Ониси Такидзиро предложил создать "Камикадзе Токебуцу Когекитай", то есть "Специальный ударный корпус Божественного Ветра".


Слово "камикадзе" (другое чтение этих иероглифов - "симфу") означает "Божественный Ветер". Его происхождение таково. Внук Чингиз-хана Хубилай-хан дважды (в 1274 и 1281 годах) пытался захватить Японию. Однако оба раза от окончательного поражения Японию спасали тайфуны, которые топили монгольские корабли. В конце концов, монголы оставили Японию в покое. Создатель специального ударного корпуса вице-адмирал Ониси и командующий Объединенным флотом адмирал Тоёда хорошо понимали, что Япония проиграла войну. Создавая корпус "камикадзе" они расчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно более приемлемых условиях.


Вице-адмирал Ониси Такидзиро родился в 1891 году. Он закончил военно-морскую академию Этадзима. Участвовал в первой мировой войне, будучи летчиком зарождавшейся тогда морской авиации. Получил первую боевую награду за потопление немецкого минного заградителя в Циндао (Япония участвовала в первой мировой войне на стороне Антанты). После первой мировой войны Ониси стал одним из энтузиастов морской авиации. Ониси работал вместе с адмиралом Ямамото над созданием авиации японского военно-морского флота. Уже получив звание контр-адмирала, Ониси командовал авиационными флотилиями во время войны в Китае, вместе с капитаном 2-го ранга Гэнда Минору он разрабатывал план нападения на Перл-Харбор. Он также руководил крупными операциями морской авиации на Филиппинах и в Голландской Вест-Индии. В октябре 1944 года Ониси перешел со штабной службы на командную. В это время развернулось последнее крупное морское сражение Тихоокеанской войны - второе сражение у Филиппин. По приказу адмирала Честера Нимица его принято называть сражением за остров Лейте, хотя оно развернулось на огромном пространстве почти от Тайваня на Севере и Голландской Вест-Индии (нынешней Индонезии) на юге. По существу это сражение состояло из серии локальных боев - в заливе Лейте, в морях Минданао и Сибуян, у острова Самар и у мыса Энганьо.


Хотя у американского командования после захвата Марианских островов летом 1944 года уже была возможность использовать их как "непотопляемые авианосцы" для стратегических бомбардировок Японии с помощью бомбардировщиков Б-29 "Суперфортресс", тем не менее, они решили сначала захватить Филиппины, чтобы ликвидировать угрозу с фланга. Кроме того, контроль над Филиппинами позволял перерезать японские коммуникации с оккупированными Японией странами Юго-Восточной Азии. Для защиты Филиппин японцы собрали значительный по силе флот, в состав которого входили самые большие в мире линкоры "Ямато" и "Мусаси". Эти линкоры были вооружены девятью 457-миллиметровыми орудиями, которые могли стрелять снарядами весом почти в полторы тонны на расстояние до 41 километра. Однако вице-адмирал Ониси хорошо помнил слова адмирала Ямамото: "В мире есть три самых глупых вещи - Великая Китайская стена, египетские пирамиды и линкоры типа "Ямато". Американские авианосцы уничтожат их задолго до того, как линкоры смогут хотя бы увидеть вражеский флот. Поэтому Ониси начал формировать подразделения пилотов-смертников. 19 октября 1944 года он прибыл на аэродром Кларк Филд на острове Лусон, главную базу истребительной авиации на Филиппинах и провел совещание с командирами подразделений. Здесь он впервые официально предложил тактику самоубийственных атак. Потом он выступил с речью перед пилотами. Надо сказать, что предложение шокировало пилотов, но тем не менее они согласились с предложением согласились. В качестве самолета для камикадзе было решено использовать истребитель "зеро", один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он мог нести 250-килограммовую бомбу. Казалось бы, это слишком мало, чтобы принимать такую атаку всерьез, однако следует учитывать, что авианосец представляет собой весьма удобную мишень, особенно в определенные периоды. Во-первых, чтобы выпустить самолеты, авианосец должен развернуться против ветра и в это время он лишен возможности менять курс, чтобы уклоняться от атак. Во-вторых, в это время на полетной палубе авианосца находятся самолеты, полностью заправленные авиационным бензином, с подвешенными бомбами и торпедами. Взрыв одного такого самолета может привести к очень серьезным повреждения авианосца. Запасы авиационного бензина на авианосцах некоторых типов могут достигать тысячи тонн, в погребах хранятся сотни торпед и бомб. При повреждении полетной палубы или хотя бы одного из самолетоподъемников авианосец терял боеспособность, если самолетам с этого авианосца приходилось садиться на другие авианосцы, а иногда и просто на воду.


Первые атаки Корпуса специальных атак начались утром 25 октября. Группа "зеро" под командованием лейтенанта Секи Юкио атаковала американские эскортные авианосцы "Сэнти", "Сэнгамон", "Суони" и "Петроф Бэй". Атаки были неудачными, только "Суони" получил серьезные повреждения. После полудня группа из 6 "зеро" атаковало еще одну группу эскортных авианосцев. Один истребитель врезался в "Сент Ло". Бомба пробила полетную палубу, авианосец взорвался и через 30 минут затонул. Этот авианосец уцелел после обстрела 18-дюймовыми орудиями линкора "Ямато" в предыдущий день сражения. Один "зеро" атаковал эскортный авианосец "Киткэн Бэй", еще три истребителя атаковали "Калинин Бэй", два из них взорвались на полетной палубе.


Бой за залив Лейте показал японцам, что в борьбе с авианосцами они могут полагаться только на камикадзе. Без прикрытия авиации был потоплен суперлинкор "Мусаси", в него попало 30 бомб и 26 торпед. Были также потоплены линкоры "Фусо" и "Ямасиро", авианосцы "Дзуйкаку", "Титосе", "Тиёда" и "Дзуйхо", 5 тяжелых крейсеров, 4 легких и 11 эсминцев. Дальше бои за Филиппины продолжались уже без серьезного участия кораблей, американским кораблям противостояла базовая авиация флота и армейская авиация. Адмирал Ониси создавал все новые эскадрильи пилотов-самоубийц. Кроме истребителей "зеро" стали использоваться пикирующие бомбардировщики "вэл" и "джуди", а также бомбардировщик "фрэнсис". "Вэлы" могли нести до 1250 килограмм бомбовой нагрузки, "джуди" - 800 килограмм, "фрэнсис" - до 1000 килограмм.


Однако еще задолго до того, как вице-адмирал Ониси создал Специальный ударный корпус, мичман Ота Мицуо предложил использовать для атак самоубийц реактивные снаряды "Ока" ("Цветок вишни"). Ота был знаком с работами по созданию управляемых реактивных снарядов, он хорошо понимал, что задача наведения такого снаряда на цель не под силу тогдашней технологии. Ота предложил наводить снаряд на цель с помощью пилота. Со своими чертежами Ота обратился профессору Токийского университета Огава Таитиро, который работал в Отделе авиационных исследований инженерной школы университета, и они вместе довели проект до необходимой степени детализации. С помощью капитана 1-го ранга Гэнда Минору Ота добился того, что морская исследовательская лаборатория по аэронавтике приступила к воплощения проекта Ота и Огава в металле. 16 августа лаборатория получила заказ на изготовление 100 снарядов, а уже 25 августа была построена его модель в натуральную величину. Предполагалось, что реактивные снаряды, каждый из которых нес заряд 1200 килограмм тринитроанизола, будут нести дальние бомбардировщики "бетти", с сокращенным экипажем: три человека вместо семи. 1 октября 1944 года было сформировано подразделение, которое получило название "Кайгун Дзиро Бутай", то есть "Военно-морской ударный корпус Раскатов Божественного Грома". Его командиром стал капитан 1-го ранга Окамура Мотохару. Когда летчики из "Дзиро Бутай" учились летать на реактивных снарядах, до них дошли известия о первых успехах камикадзе из подразделения Ониси. Они были серьезно разочарованы тем, что не им выпала честь стать первыми пилотами-смертниками.


Реактивные снаряды "Ока" впервые были применены в боевых условиях в марте 1945 года, во время боев за Окинаву. А тем временем продолжались бои с участием камикадзе за Филиппины. 24 ноября группа самолетов из 6 "зеро" и двух "джуди", под командой лейтенанта Такатакэ Кимиёси, атаковала американское авианосное соединение, в состав которого входили тяжелые авианосцы "Хэнкок" и "Интрепид", и легкий авианосец "Кэбот". На "Интрепиде" начался пожар, который потушили через часа, самолетам пришлось садиться на другие авианосцы. "Интрепид" отправился на ремонт в Перл-Харбор. Позже атакован тяжелый авианосец "Эссекс". Эти атаки серьезно озадачили американцев. Они полагали, что октябрьские атаки носят случайный характер, вызваны отчаянием и истерикой среди японских летчиков. Но к концу ноября 1944 года американцам стало ясно, что у японцев появилось новое, достаточно эффективное оружие - новая тактика применения самолетов стала вытеснять традиционную. Не смотря на то, что все пилоты из Специального ударного корпуса горели желанием отдать жизнь за императора, тем не менее в бою они себя достойно и хладнокровно. Если не находилось подходящей цели для атаки, "камикадзе" не только имел право, но и был обязан вернуться на базу. Пилоты-смертники вылетали на задание под прикрытием истребителей сопровождения, которые защищали смертников от атак истребителей противника. Пилотам истребителей сопровождения категорически запрещалось самим идти в смертельную атаку, хотя они горели желанием поразить вражеский корабль и страшно завидовали тем, кто идет на цель. В целом потери среди пилотов корпуса камикадзе не слишком сильно отличались от потерь в обычных авиационных подразделениях.


Атаки камикадзе заставили американцев искать контрмеры. Прежде всего, на тяжелых авианосцах было увеличено количество истребителей за счет сокращения числа бомбардировщиков и авианосцев. Было существенно усилено зенитное артиллерийское вооружение. Однако американские моряки были серьезно деморализованы. При появлении японских самолетов начиналась стрельба из стволов всех калибров. Стрельба была, как правило настолько хаотичной, что часто приводила как повреждению и даже уничтожению собственных самолетов и кораблей. Например, когда одни из японских самолетов оказался между линкором "Вест Вирджиния" и эскортным авианосцем "Натома Бэй", на линкоре догадались прекратить огонь, а комендоры с авианосца даже не подумали об этом. Причем огонь был настолько эффективным, что большая часть снарядов попала в линкор. Вообще в сражении за Филиппины японцы потопили и повредили столько американских кораблей, сколько им не удавалось ни в одной из кампаний Тихоокеанской войны, включая Перл-Харбор. За период с 25 октября 1944 года по 13 января 1945 года были потоплены 2 эскортных авианосца, 3 эсминца, 5 транспортов и 6 кораблей других типов. Повреждения получили 7 тяжелых, 2 легких и 13 эскортных авианосцев, 5 линкоров, 10 крейсеров, 23 эсминца, 12 транспортов, 5 эскортных кораблей и 10 кораблей других типов.


1 апреля 1945 года американские войска начали высадку на Окинаву. Это уже была японская метрополия, и японцы решили оказать максимально возможное сопротивление противнику. Вице-адмирал Угаки Матомэ, командующий 5-м коку кантай (воздушным флотом) разработал план обороны Окинавы, который получил название "Кикусуй" ("Плаваящая хризантема"). Как вице-адмирал Ониси, вице-адмирал Угаки был соратником адмирала Ямамото. Он был начальником штаба Ямамото во время битвы при Мидуэее. Угаки летел вместе с Ямамото 18 апреля 1943 года, в день гибели Ямамото. План Угаки почти полностью опирался на действия летчиков -самоубийц и предусматривал массированные атаки "камикадзе" на американские корабли. Впервые за всю историю войны флотская и армейская авиация действовали согласованно. Операция началась 6 апреля. В первый же день камикадзе атаковали тяжелый авианосец "Хэнкок" и линкор "Мэриленд". Авианосец был вынужден отправиться на острова Улити на ремонт, а линкор остался в строю, хотя и несколько часов боролся с пожаром. За первый день операции погибло 466 американцев. Подавляющее большинство потерь американский флот нес из-за атак камикадзе. Эти потери невелики, но породили среди американсцев панический страх. В этот же день японцы, чтоб отвлечь авиацию противника принесли крупную жертву - линкор "Ямато". Он был потоплен американской авиацией, получив попадания не менее 12 торпед и 10 бомб. Но жертва была не напрасной - на первом этапе операции "Кикусэй" японцы потопили 6 американских кораблей и еще 10 поврежденных кораблей были признаны не подлежащими восстановлению. Еще 7 кораблей вышли из строя на срок более месяца.

К этому же времени относится и первое успешное применение самолетов "Ока". 12 апреля самолет-снаряд "Ока", пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро потопил эсминец радиолокационного дозора "Маннерт Л. Абеле". Всего до конца апреля японцы провели четыре фазы операции "Кикусуй". Атаки камикадзе то ослабевали, то усиливались. Это связано также с тем, что в апреле в этих местах сезон дождей, и далеко не всегда бывает летная погода. 4 мая армейский истребитель "ник" удачно атаковал эскортный авианосец "Сэнгамон". Сильный взрыв причинил авианосцу серьезные повреждения, после которых корабль был сочтен не подлежащим восстановлению. 10 мая началась шестая фаза операции "Кикусэй". На следующий день был атакован тяжелый авианосец "Банкер Хилл". Сначала "зеро", предварительно сбросив бомбу, врезался в кормовую часть полетной палубы. Затем через несколько минут "джуди" атаковал горящий корабль. Оторвавшийся мотор самолет попал в помещение, где находился флагманский командный пункт оперативного соединения. Погибло много офицеров штаба. Командующему оперативным соединением адмиралу Митшеру пришлось перенести свой флаг на другой авианосец - "Энтерпрайз" "Банкер Хилл" отправился в Перл-Харбор на ремонт и в войне больше не участвовал. Однако день 11 мая был днем невезения не только для американских авианосцев, но и для адмирала Митшера лично. Вскоре камикадзе атаковали и "Энтерпрайз", корабль загорелся, было уничтожено 13 самолетов. Пожар вскоре удалось потушить, но авианосец больше не мог принимать самолеты. Митшеру пришлось снова переносить свой флаг на другой авианосец, теперь на "Рэндольф".


В сражении за Окинаву камикадзе нанесли американцам серьезный урон. Они потопили 26 кораблей (из 28) и повредили 164 корабля (из 223), в том числе 14 авианосцев. Капитального ремонта также требовали 10 линкоров, 5 крейсеров и 67 эсминцев. В результате американцы были вынуждены отвести свои авианосные соединения на Филиппины. Из-за камикадзе пришлось на время приостановить бомбардировки Японии, и использовать стратегическую авиацию для уничтожения аэродромов на острове Кюсю, где базировались летчики-смертники. Последним американским кораблем, потопленным камикадзе , был эсминец "Каллаген". Это случилось 29 июля.


15 августа 1945 года император Японии Хирохито выступил по радио. Он объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня вице-адмирал Угаки Матоме вместе со всеми офицерами штаба 5-го коку кантай отправился в свой последний полет. С собой он взял меч, который подарил ему адмирал Ямамото. Вице-адмирал Ониси Такидзиро в тот же день совершил сеппуку, вспоров себе живот по всем правилам, и в соответствии с установленным ритуалом. Агония продолжалась 12 часов, и все это время адмирал не терял сознания.


Так закончилась эпопея камикадзе. Были ли эти люди безумными автоматами, фанатиками, сеющими смерть и разрушение, или величайшими в истории героями? На эту тему написано горы книг и статей, пролиты водопады слез, слюней и чернил. Но однозначного ответа на этот вопрос так и не получено. Видимо, ответа не будет дано никогда. В трагедии камикадзе принято обвинять шовинистическую пропаганду, японский милитаризм и империализм, развязавший войну на Тихом океане. Однако и США, как минимум, были небезгрешны. И в милитаризме, и в империализме. Да и по части пропаганды тоже. Не следует думать, что в США во время войны отсутствовала пропаганда, что японцы были оболванены, а американцы воспринимали ситуацию объективно и непредвзято. Такого во время войны не бывает. Впрочем, аналогичные обвинения можно предъявить и всем остальным воющим государствам. Почему же в других странах не было ничего, сколько-нибудь похожего? Считается, что пилотами- смертниками становились молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет именно потому, что их сознательная жизнь началась в первые годы эры Сёва (1926 - 1989 гг.) и они не успели застать эпоху первого расцвета японской демократии - эру Тайсё (1912-1926 гг.). Поэтому у них мол, не сложились твердые демократические убеждения и они поддались милитаристскому психозу. Однако следует отметить, что среди камикадзе было много студентов из элитных университетов типа университета Васэда, где большинство студентов придерживались весьма либеральных убеждений. Тот же лейтенант Секи Юкио был студентом университета, учился на историка и происходил из очень либеральной семьи. Его отец был пацифистом, но сын бросил университет и поступил и поступил в Императорскую военно-морскую академию Этадзима и с блеском закончил её. Из прощального письма подпоручика Уэхара Риодзи можно узнать, что он, хотя и придерживался либеральных взглядов, тем не менее, был счастлив, что его выпала честь погибнуть за императора. Уэхара считал, что победа его взглядов была бы трагедией для нации, но лично он все равно остается сторонником свободы и демократии.


Прощальные письма камикадзе также считаются важным доказательством фанатизма их авторов. Однако, как мне кажется, они свидетельствуют об обратном. Из них скорее видно, что их авторы вполне нормальные люди - любящие отцы, мужья, сыновья. И что они идут на смерть не только ради императора (что конечно, тоже важно), но и ради своих родных и близких. Конечно, тут большую роль сыграла пропаганда, представляющая противника исчадием ада. Однако такова природа тотальной войны, когда на карту поставлено все. Японский милитаризм тут мало чем отличается от всех прочих сортов милитаризма. Ни одна страна не использовала в пропагандистских целях лозунг типа "Сегодняшний противник будет завтра вашим покупателем, а послезавтра - союзником". Такой лозунг годится только войн ограниченных, типа русско-японской войны. Ведь и американцы, хотя и понимали, что им будут нужны союзники в послевоенном мире, тем не менее, сознательно загоняли японцев в угол. И их пропаганда тоже представляла японцев исчадиями ада. Как же, желтые обезьяны посмели напасть на самую великую страну в мире! Кстати, во время второй мировой войны, ни о какой десегрегации еще не шла речь. Черные и белые матросы даже жили в разных кубриках. Американские солдаты с разным цветом кожи питались в разных столовых. Так что расовый мотив в антияпонской пропаганде постоянно присутствовал. Японцы хорошо знали о расовой дискриминации в Америке. А разрушительные бомбардировки японских городов подтверждали заявления японской пропаганды о том, что американцы стремятся уничтожить всех людей желтой расы.


Все эти обстоятельства в сочетании с японским национальным характером и привели к такой ожесточенной защите последних рубежей. Для европейца совершенно бессмысленным кажется японское слово "гекокудзё", которое можно перевести примерно как "верноподданический мятеж". А в Японии такие мятежи происходили неоднократно. Мятежники могли выступить против государственных деятелей, военнослужащие могли отказаться повиноваться своим командирам ради императора. Обычно такие мятежи прекращал император, повелев мятежникам прекратить мятеж. Император для японца выше государства и любого органа этого государства. Государство может быть не право, но император - никогда. Точнее, прав император или не прав, но это мой император. Поэтому и не было в Японии, в отличие от Германии ни одной антивоенной организации. Поэтому и не решились американцы ликвидировать в Японии монархию, они поняли, что будет, если кто-то попытается это сделать. Камикадзе преподнесли им хороший урок.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://ariadnak.beon.ru/
 
Камикадзе.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Гимн камикадзе. Полет в один конец

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
J-Rock :: Япония страна восходящего солнца :: Путь война-
Перейти: