J-Rock
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Япония, как много в этом слове. Данный форум создан для фанатов таких явлений японской культуры J-Rock и Visual kei
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Дзюдо.Путь мягкости

Перейти вниз 
АвторСообщение
Acemi Admin
Admin
Acemi Admin


Сообщения : 303
Дата регистрации : 2012-02-21
Возраст : 32
Откуда : c планеты Земля

Дзюдо.Путь мягкости Empty
СообщениеТема: Дзюдо.Путь мягкости   Дзюдо.Путь мягкости EmptyЧт Фев 23, 2012 11:36 am

Дзюдо́ японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 1860 — 1938?), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. 講道館 кодо:кан?, «Дом изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам — корю будзюцу).

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Помимо этого, дзюдо способствует развитию у занимающихся других позитивных качеств, таких как нравственность, наблюдательность, память и воображение.

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо)

История
Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи.В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционным воинским искусствам (будо) был нанесён значительный урон — они были объявлены «наследием дикости и варварства». Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете.
Ранняя история дзюдо неотделима от истории жизни его создателя — Дзигоро Кано, выдающегося японского общественного деятеля и педагога, чья деятельность была отмечена орденом Восходящего солнца.
Дзигоро Кано с детства интересовался дзюдзюцу, в юности изучал стили дзюдзюцу школ Тэндзин Синъё Рю и Кито Рю. На их основе он разработал новую систему борьбы, которой дал название Кодокан дзюдо.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзюдзюцу (джиу-джитсу), но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не технику (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзюдзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещённого человека.

Кано не стал включать в список разрешённых к применению на соревнованиях по дзюдо ряд наиболее опасных приёмов из дзюдзюцу, чтобы сделать соревнования более безопасными для участников. При этом более травмоопасные приёмы продолжают изучаться в форме ката.

Первый зал школы дзюдо Кодокан имел площадь всего 12 татами (около 22 м²), но, благодаря организаторским талантам Дзигоро Кано, дзюдо довольно быстро стало широко известным. Способствовали этому и возглавленное Ассоциацией воинской добродетели (Дай Ниппон Бутокукай) движение за возрождение будо, и соревнования с представителями других школ дзюдзюцу, проходившие в период с 1885 года по 1888 год под эгидой Главного полицейского управления, в которых участвовали дзюдоисты. Одним из участников этих соревнований был Сайго Сиро, известный как «гений дзюдо».
К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнова.

С сентября 1888 года, благодаря Ясиро Рокуро, дзюдо стали изучать курсанты Военно-морского училища.

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо, в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Дзигоро Кано как руководитель самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета. В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента. В 1922 году Кано был избран членом верхней палаты японского парламента — Палаты Пэров. В 1926 году в Кодокане была открыта секция дзюдо для женщин.

До самой своей смерти в 1938 году Дзигоро Кано активно развивал дзюдо в Японии и в мире. Дзигоро Кано не присваивался никакой дан (поскольку он являлся основателем дзюдо, и сам присваивал даны дзюдоистам).

Способствовал популяризации дзюдо и выход романа Цунэо Томиты «Сугата Сансиро», по которому впоследствии Куросавой был снят одноимённый фильм (известный также под названием «Гений дзюдо»).

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. После снятия в 1948 году запрета на изучение в Японии боевых искусств, занятия дзюдо снова были включены в программу общеобразовательных школ.

В 1982 году (в 100-летнюю годовщину основания Кодокана) раздел бросковой техники дзюдо Гокё-но-Вадза был переработан и расширен, затем в 1997 году в Кодокан дзюдо было добавлено ещё два броска. С 1997 года в Японии стали проводиться соревнования по ката.

Развитие дзюдо за пределами Японии

В 1887 году в Кодокане начали заниматься дзюдо первые постоянные иностранные ученики — братья Истлэйк. В начале XX века клубы дзюдо появились в США, Франции, Великобритании. В 1903 года японский дзюдоист Ёсиаки Ямасита провёл демонстрацию приёмов дзюдо для президента США Теодора Рузвельта и далее в течение двух лет преподавал дзюдо в Военно-морской академии США.
В 1904 году Кано направил в США для развития дзюдо своих учеников Цунэдзиро Томиту и Мицуё Маэду. Они провели ряд показательных выступлений в Вест-Пойнте и Белом доме. Мицуё Маэда затем в одиночку отправился в турне по Америке, участвуя в соревнованиях с борцами разных стилей, и в итоге поселился в Бразилии, став основателем бразильского джиу-джитсу.

С 1910 году в Лондоне постоянно проживал Гундзи Коидзуми, 26 января 1918 году открывший там организацию изучения боевых искусств «Будоквай» (Budokwai).

В 1929 году, по просьбе посетившего Кодокан Рабиндраната Тагора, Кано направил учителя дзюдо в университет Бомбея, Индия.

В 1929 году в Германии состоялись первые европейские международные соревнования по дзюдо между дзюдоистами из английского клуба «Будоквай» и спортсменами из клубов Франкфурта-на-Майне и Висбадена. Хотя начинались эти встречи как турниры между клубами, к 1932 году они достигли уровня полномасштабных международных соревнований.

В 1932 году Дзигоро Кано выступил с речью о роли дзюдо в образовании, приуроченной к X Олимпийским играм, перед студентами Южнокалифорнийского университета Лос-Анджелеса (США). Во время Олимпийских игр, 10 августа 1932 года, Дзигоро Кано и около 200 студентов, изучавших дзюдо, провели показательные выступления и демонстрацию приёмов дзюдо.

В начале 1930-х годов Гундзи Коидзуми предложил группе друзей организовать европейский союз дзюдо, но Вторая мировая война помешала созданию организации.

24 июля 1948 году в Лондоне была создана Британская ассоциация дзюдо. А уже 26 июля того же года Великобританией, Италией, Голландией и Швейцарией был образован Европейский союз дзюдо (European Judo Union, EJU). В 1951 году в Европейский союз дзюдо вступили Австрия и Франция.

В 1951 году была создана Международная федерация дзюдо (IJF).

В 1952 году была организована Федерация любительского дзюдо США (US Amateur Judo Association, AJA). В 1953 году, совместно с Союзом любительской атлетики (Amateur Athletic Union, AAU), в Сан-Хосе (Калифорния) был проведён первый чемпионат США по дзюдо. В 1955 году AJA изменила своё название на Федерацию чёрных поясов по дзюдо (Judo Black Belt Federation, JBBF), чтобы подчеркнуть свою роль как организации национальных ассоциаций спортсменов с мастерскими степенями. Ещё через 12 лет название JBBF было изменено на Федерацию дзюдо США (US Judo Federation, USJF)..

В 1952 году в Гаване прошёл первый панамериканский чемпионат по дзюдо.

В 1956 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по дзюдо. Он проводился без разделения на весовые категории. В чемпионате участвовали представители 21 страны.

На проводившемся в 1961 году в Париже третьем чемпионате мира впервые было применено разделение спортсменов на весовые категории. В этом чемпионате голландец Антон Гесинк впервые нарушил монополию японских спортсменов, заняв первое место в абсолютной весовой категории.

В программу летних Олимпийских игр соревнования по дзюдо среди мужчин были впервые включены в Токио (1964 год).

В 1969 году из Федерации дзюдо США вышли ряд организаций и организовали Ассоциацию дзюдо США (англ.) (USJA). Эта организация в результате судебного разбирательства получила равные права с Федерацией дзюдо США. К 1969 году в США занимались дзюдо уже около 135 тысяч спортсменов. В дальнейшем AAU был преобразован в организацию United States Judo Incorporated (USJI), которая стала руководящим органом по дзюдо в США, а USJF и USJA стали её равноправными членами.

В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин.

В 1988 год у дзюдо было впервые включено в программу Паралимпийских игр в Сеуле.

На Олимпийских играх 1988 года впервые были проведены женские показательные выступления по дзюдо, а спустя 4 года соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.

В 2004 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Паралимпийских игр в Афинах.

С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.
Дзюдо в России и СССР
В России до 1914 года дзюдо было практически неизвестно, хотя отдельные приёмы дзюдо, взятые из книг по самозащите американского офицера Ганкока, изучались в Петербургской полицейской школе с 1902 года.

Своему развитию в России и СССР дзюдо обязано в первую очередь Василию Сергеевичу Ощепкову. Василий Сергеевич Ощепков провёл детство и юность в Японии (начиная с 1905 года) и был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

В 1930-х годах В. С. Ощепков активно развивал дзюдо в СССР сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917—1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).

После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы — самбо. В 1938 году название дзюдо (в использовавшемся тогда варианте написания «Борьба вольного стиля дзюу-до») было применено в официальных документах в последний раз, далее использовалось только название «борьба вольного стиля», а затем «самбо». По мнению, высказанному историком российского рукопашного боя М. Н. Лукашевым, это было вызвано желанием ряда спортсменов подчеркнуть отсутствие связи данного стиля борьбы с Ощепковым, объявленным «врагом народа».

С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось. В СССР интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. В частности, команда советских самбистов успешно выступила на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11—12 мая 1962 года.

Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.
Дзюдо в мире

По состоянию на июнь 2010 года в состав IJF входит 198 национальных федераций дзюдо. Всего в мире дзюдо занимается около 28 миллионов человек, 8 миллионов из них — в Японии и около 200 тысяч — в России. По данным Международной федерации любительской борьбы (англ.) (FILA), дзюдо, наряду с греко-римской борьбой, вольной борьбой и самбо, входит в четвёрку наиболее популярных в мире видов спортивной борьбы.
Техника дзюдо

Выполнение броска Моротэ Сэойнагэ

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката?, букв. «форма», набор формальных упражнений, ката в дзюдо выполняются в парах), рандори (яп. 乱取り рандори?, букв. «свободные захваты», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи?, «соревнования»).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон?, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

Форма для занятий

Занятия дзюдо проходят на татами, дзюдоисты занимаются босиком. В качестве тренировочной одежды используется разновидность костюма для тренировок (кэйкоги) — дзюдоги. Дзюдоги состоит из куртки, штанов и пояса. Классическое дзюдоги белого цвета, но в международных соревнованиях, проводимых IJF, участники одеты в дзюдоги белого и синего цветов.

Технический арсенал

Первоначально дзюдо включало в себя приёмы различных школ (рю) дзюдзюцу, отобранные Дзигоро Кано по принципу наибольшей эффективности, но в то же время наименее опасные при применении в соревнованиях. Первый утверждённый перечень приёмов Кодокан дзюдо (1895 год) содержал 40 бросков, объединённых в пять групп и выполняемых преимущественно из стойки.

По состоянию на февраль 2010 года технический арсенал дзюдо включает следующие разделы: нагэ вадза (яп. 投技 нагэ вадза?, техника бросков), катамэ вадза (яп. 固技 катамэ вадза?, техника обездвиживания) включающая удержания (осаэкоми вадза), болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приёмы и атэми вадза (яп. 当て身技 атэми вадза?, техника нанесения ударов по уязвимым точкам).

Кодокан дзюдо имеет в своём арсенале 67 приёмов нагэ вадза и 29 приёмов катамэ вадза. На их основе строится практически неограниченное количество вариативных техник (хэнка вадза).

Атэми вадза, а также ряд наиболее опасных приёмов нагэ вадза и катамэ вадза изучаются в форме ката.

В дзюдо применяются броски через спину или плечо (например, Иппон Сэойнагэ — бросок через спину захватом руки на плечо), через бедро; а также подножки, подсечки и подхваты.

Броски разделяются по стилю исполнения на тати вадза (яп. 立ち技 тати вадза?, броски, проводимые из стойки) и сутэми вадза (яп. 捨身技 сутэми вадза?, броски, проводимые с падением).

Броски, выполняемые в стойке, в свою очередь подразделяются на тэ вадза (яп. 手技 тэ вадза?, броски, для проведения которых используются в основном руки), коси вадза (яп. 腰技 коси вадза?, броски, для проведения которых используются бёдра и поясница) и аси вадза (яп. 足技 аси вадза?, броски, для проведения которых используются в основном ноги).

Броски сутэми вадза подразделяются на масутэми вадза (яп. 真捨身技 масутэми вадза?, броски с падением на спину) и ёко сутэми вадза (яп. 橫捨身技 ёко сутэми вадза?, броски с падением на бок).

В дзюдо имеется широкий арсенал болевых приёмов (кансэцу вадза), в том числе, рычаги и узлы.
Рычаг — это разгибание конечности в суставе свыше физиологического предела (например, Дзюдзи-Гатамэ, рычаг локтя с захватом руки между бёдер).
Узел — скручивание конечности в суставе (например, узел руки — Удэ-Гарами).

Болевые приёмы могут проводиться на разных суставах (локтевом или коленном суставах, кисти руки и так далее ), но, — по соображениям минимизации травм, — в спортивном дзюдо разрешены только болевые приёмы на локтевой сустав.

Техника удержаний служит для фиксирования противника спиной на татами после проведения приёма.

В дзюдо используются удушающие приёмы двух типов:
дыхательное удушение, когда противнику механически блокируют возможность дыхания (либо за счет пережимания дыхательного горла, либо сжатия грудной клетки);
так называемое «кровяное удушение», когда противнику пережимают сонные артерии, прекращая подачу крови (и, следовательно, кислорода) к мозгу.

Атэми вадза в дзюдо включает удэ-атэ (удары руками), аси-атэ (удары ногами) и атама-атэ (удары головой).

Техники атэми вадза, а также каппо были по большей части взяты Дзигоро Кано из соответствующих разделов школы дзюдзюцу Тэндзин Синъё Рю
Фазы выполнения приёмов

Теория дзюдо разделяет выполнение технического действия (приёма) на следующие фазы:
Кудзуси (яп. 崩し кудзуси?, выведение из равновесия) — лишение противника устойчивого положения. В классическом дзюдо для описания методов кудзуси используется выведение противника из равновесия рывком на себя и выведение из равновесия толчком. В отечественной литературе по дзюдо к этим методам добавлены также выведение из равновесия скручиванием и раскачиванием.
Цукури (яп. 作り цукури?, приведение к положению (создание предпосылок) для выполнения броска);
Какэ (яп. 掛け какэ?, выполнение) — собственно проведение приём
Рандори

Целью тренировочных схваток рандори может быть как обработка какой-либо группы приёмов, так и какого-либо одного технического действия. Рандори также способствуют развитию силовой выносливости дзюдоистов.

Практикуется несколько вариантов рандори, в частности дзю рэнси, в котором оба дзюдоиста могут атаковать друг друга, и какари гэйко, когда атакует только один из партнёров, а второй защищается.

Фазы схватки

Тренировка дзюдоистов в нэ вадза

Схватка дзюдоистов обычно начинается из положения стоя (тати вадза). В этой фазе преимущественно используется техника нагэ вадза.

Когда один из участников сваливает другого на татами, схватка переходит в фазу борьбы на земле (нэ вадза). (В ряде случаев в учебных целях практикуются и схватки, начинающиеся сразу из положения стоя на коленях (нэ вадза).) При этом используется технический арсенал катамэ вадза.

Ката

Помимо участия в схватках рандори, занимающиеся дзюдо также изучают формальные комплексы — ката.

Ката в дзюдо изучаются в парах, при этом один из партнёров (тори) выполняет заданную последовательность приёмов на другом (укэ). Ката включают в себя стойки и захваты, передвижения и выведение из равновесия, правильный вход на приём, проведение технического действия и последующую фиксацию партнёра на татами.

Ката служат целям практического изучения основных принципов дзюдо, правильного выполнения приёмов, а также изучению философских принципов, лежащих в основе дзюдо. Помимо этого ряд ката служат для изучения приёмов, не разрешённых в соревнованиях по соображениям безопасности, и для знакомства с древними приёмами борьбы, которые уже не используются в современном спортивном разделе дзюдо.

Проведение болевого приёма дзюдзи-гатамэ (рычаг локтя) из раздела катамэ вадза

Дзюдо стиля Кодокан включает 8 утверждённых ката:
Нагэ-но ката (яп. 投の形 нагэ:но ката?, ката бросков)
Катамэ-но ката (яп. 固の形 катамэ:но ката?, ката сковывающих приёмов)
Кимэ-но ката (яп. 固の形 кимэ:но ката?, ката решающих приёмов)
Кодокан госиндзюцу (яп. 講道館護身術 ко:до:кан госиндзюцу?, ката самозащиты школы Кодокан)
Дзю-но ката (яп. 柔の形 дзю:но ката?, ката мягкости)
Косики-но ката (яп. 古式の形 косики:но ката?, ката старинных приёмов)
Ицуцу-но ката (яп. 五の形 ицуцу:но ката?, ката пяти форм)
Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката (яп. 精力善用国民体育の形 сэйрёку дзэнъё кокумин тайику:но ката?, ката национальной физической культуры, наиболее эффективным образом использующей духовные и физические силы)
Каждое ката предназначено для решения определённых задач. Например, Катамэ-но ката и Кодокан госиндзюцу служат для отработки приёмов самообороны, которые не используются в спортивных соревнованиях; а Дзю-но ката — для выработки плавности в движениях в соответствии с принципом дзю (яп. 柔 дзю:?, «мягкость»).

Ката Кодокан госиндзюцу разработано Кэндзи Томики, впоследствии ставшим основателем стиля айкидо Томики Рю.

Помимо официально утверждённых Кодоканом, существует также ряд дополнительных ката, не включённых в аттестационную программу, например, Го-Но-Сэн-но ката, служащее для отработки контрприёмов (яп. 返し技 каэси вадза?).

Пояса и ранги
В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень — 6-й кю. Самый старший — 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.

Степеней дан в дзюдо 10, самый младший — 1-й дан, самый старший — 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://ariadnak.beon.ru/
 
Дзюдо.Путь мягкости
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Кэндо. Путь меча

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
J-Rock :: Япония страна восходящего солнца :: Путь война-
Перейти: